(Теодор Владимир Михайлович; род. 12.10.1953, Первомайск Николаевской обл., Украина), архим., иконописец, чье творчество во многом определяет пути развития совр. церковного искусства. С детства был приобщен к церкви. Решив стать художником, в 15 лет поступил в Одесское художественное уч-ще (1969-1973); на 2-м курсе начал копировать иконы. Задуманный им дипломный проект (триптих «Андрей Рублёв») не нашел поддержки у руководителя, потребовавшего сменить тему. После службы в армии (1973-1975) выполнял художественные работы в Успенском соборе Одессы (кафедральный в 1936-2002). 5 сент. 1976 г. стал послушником в Псково-Печерском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре, где в том же году 30 сент. принял монашеский постриг, через 3 дня был рукоположен во диакона, 8 нояб.- во иерея.
В 1978 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена, высоко ценившего З. как иконописца, был принят в братию ТСЛ, где создал иконостас крипты Успенского собора, расписал закомары, выполнил надвратный образ преподобных Сергия и Никона Радонежских, а также множество небольших икон. В этот период он познакомился с руководителем реставрационно-иконописной мастерской ТСЛ мон. Иулианией (Соколовой; 1981), к-рая с большим уважением отнеслась к творчеству молодого мастера.
Несмотря на прошение З. о возвращении его в братию Псково-Печерского мон-ря, в 1983 г. в силу востребованности иконописца в столице его перевели в переданный РПЦ Данилов мон-рь. Там он создал иконостасы нижних приделов ц. св. Отцов семи Вселенских Соборов (совм. со свящ. Вячеславом Савиных), подготовил проект росписи Троицкого собора, ориентированный на визант. образцы (не осуществлен).
В 1985 г. З. расписывал ц. вмц. Параскевы в с. Пятница во Владимирской обл. В том же году вернулся в Псково-Печерский монастырь, где создал иконостасы храмов прмч. Корнилия Псково-Печерского (1985), Покрова Пресв. Богородицы над Успенским собором (1990) и Псково-Печерских святых на Горке (1989-1991). В 1987 г. выполнил иконостас ц. прп. Евфросинии Полоцкой в г. Карсава (Латвия), а в 1988 г. создал иконостас придела прп. Серафима Саровского в Троицком соборе Пскова (в связи с неблагоприятным температурно-влажностным режимом иконостас находился под угрозой разрушения; в результате реставрации облик икон искажен). В 1989 г. возведен в сан архимандрита.
Ко 2-й пол. 80-х гг. творчество З. приобрело международную известность. В 1992 г. он расписал братскую трапезную Нововалаамского мон-ря (Финляндия); в 1995 г. по заказу Покровского мон-ря в Бюси-ан-От (Франция) написал больших размеров икону «Ярославская Оранта»; выполнил фресковую роспись в храме Крестовоздвиженского мон-ря (Шевтонь, Бельгия) (в алтарной апсиде «Христос во славе в окружении евангелистов» (1995), на вост. стене нартекса «Небесный Иерусалим» (2000)). Опыт мастера востребован в иконописных школах, куда его неоднократно приглашали для преподавания (школа прп. Иоанна Дамаскина в Сен-Жан-ан-Руайан (Франция); школы в Венеции и в Сериате, близ Бергамо (Италия), и др.). Воспринимая свою работу как правосл. миссию на Западе, З. выполнял заказы для верующих разных христ. конфессий, желающих молиться перед правосл. образами.
В 1994 г. З. был переведен из Псково-Печерского в Спасо-Преображенский Мирожский мон-рь в Пскове. В нем он организовал Международную иконописную школу, где проводил курсы для учеников из России, Франции, Италии и др. стран. В его настоятельство была восстановлена надвратная ц. первомч. Стефана, для к-рой З. создал каменный иконостас с фресковыми иконами (1996). По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к 600-летию Сретения в Москве (26 авг. 1395) Владимирской иконы Божией Матери исполнил ее список (1995, ныне в Оптиной пуст.). В 1995 г. З. был удостоен Гос. премии РФ «За вклад в возрождение иконописной традиции в России» (денежная часть премии передана Высшей Свято-Филаретовской московской православно-христ. школе).
28 нояб. 1996 г. указом архиеп. Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина) З. был запрещен в служении за причащение на католич. мессе в неосвященном храме Мирожского мон-ря. Указом от 21 дек. 2001 г. Патриарха Алексия II запрещение было снято.
По запрещении в служении З. с монашеской общиной удалился в основанный им скит в дер. Гверстонь (Печорский р-н Псковской обл.). В этот период по заказам духовенства и мирян им было написано множество икон, создано неск. иконостасов для храмов и мон-рей. В 2000-2002 гг. по проекту З. в скиту был построен храм, для к-рого были выполнены энкаустические (в интерьере) и мозаичная (на фасаде) иконы, а также царские врата в технике золотой наводки по меди.
В 2004-2005 гг. З. работал над сооружением и росписью фресковой алтарной преграды для ц. прп. Сергия Радонежского в пос. Семхоз (в черте г. Сергиев Посад), основанной на месте гибели прот. Александра Меня. С 2006 по 2008 г. по приглашению еп. Венского и Австрийского Илариона (Алфеева) в Никольском соборе в Вене вместе с выпускниками фак-та церковных художеств ПСТГУ, художниками иконописной школы ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках (Москва) и иконописцами из Польши З. выполнил стенную роспись; им также были написаны иконы для иконостаса нижнего придела собора.
С 2008 г. З. пребывает на Афоне, где расписывает храм в мон-ре Симонопетра.
Творчество З. 70-х - нач. 80-х гг. было связано с освоением традиций древнерус. иконописи XV - нач. XVI в. в значительной мере под влиянием мон. Иулиании (Соколовой). С сер. 80-х гг. вслед за изучением псковской иконописи XIV-XV вв. он обратился к домонг. культуре Др. Руси и к визант. традиции, с сер. 90-х гг.- к раннехрист. памятникам Рима, Равенны, Синая. Помимо работы в традиц. для иконы технике яичной темперы З. осваивает и др. техники: энкаустику, мозаику, золотую наводку по меди, различные виды золочения. В технологии иконописи он использует разные системы последовательности работы, напр. возрождает бессанкирное письмо по среднему тону (мембране), под которым виден детально проработанный тональный рисунок по левкасу (гризайль). З. постоянно экспериментирует с защитными покрытиями иконы, изучая древние рецепты олифы, составы органических лаков, а также свойства совр. синтетических материалов. В монументальных работах использует технику фрески (альфреско) и росписи на извести с присутствием органических связующих (секко), кроме традиц. технологий применяет силикатные составы. Технологические изыскания З. базируются на изучении как структуры древних икон и росписей, так и теоретических трудов авторов разных эпох и культурных традиций (напр., «Трактата о живописи» Ченнино Ченнини (посл. четв. XIV в.), Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733)). З. занимается оформлением книг, проектированием храмов и иконостасов, созданием эскизов для церковной утвари и облачений, консультирует учеников по вопросам техники, технологии, смысла и содержания иконописного образа, его связи с церковной традицией.